Клаудиа Хан, писательница, мать троих дочерей, социолог, живущая между Великбоританией и Пакистаном, рассказывает о том, как воспитывает из своих девочек настоящих воительниц.
Я была очень рада узнать, что мой первый ребенок — это девочка. И второй, и третий. Я так же радостно приняла бы и сына, но я знаю, какой это дар — воспитывать дочь. Я решительно хочу, чтобы мои дочери были уверенными в себе, сильными и счастливыми, чтобы они выросли воительницами. Помните: принцессы тоже могут быть воинами, так что я не запрещаю им красивые платья и кудри, но я хочу, чтобы они знали: они могут быть кем-то большим, чем просто красивыми девочками. Вот как я пытаюсь это сделать.
Говорить о настоящей красоте
Я хочу, чтобы мои дочери знали, что красота никогда не бывает только на поверхности, настоящая красота должна идти изнутри. Люди бывают разных цветов и размеров, но действительно уродливыми их делают их поступки. Эту истину пытаются скрыть те взрослые девочки и женщины, которые делают глупые замечания о том, как они или другие женщины выглядят. Если кто-то начинает обсуждать людей с лишним весом в присутствии моих дочерей, я вступаю в разговор. Я хочу, чтобы они были здоровыми и любили свое тело идеальным и неидеальным. Я хочу помочь им выработать уверенность в себе и любовь к себе, а не жажду чужого одобрения. Вы себе можете представить воина, который беспокоится о том, что другие скажут о его внешности? А настоящая красота, — она в улыбке, в любящем сердце, в доброте и уважительном поведении.
Гордиться тем, кто вы есть
Для того, чтобы дети были уверены в себе, им нужно давать безусловную любовь, о которой они должны знать. У каждой из моих дочерей есть свои уникальные таланты и свои слабости. Одна блещет в математике, другая — в спорте, — это нормально, мы все разные, и в этом наша сила. Настоящая воительница знает о своих слабостях, и они не беспокоят ее.
Я каждый день напоминаю свои девочкам, что они должны «концентрироваться на хорошем». Гордиться тем, кто они есть, гордиться тем, что они девочки. Не слушать, если кто-то говорит: «Это не женское дело». Не прятать свой интеллект только потому, что медиа утверждают, что мужчины не любят умных. А еще у нас смешанная семья, и мои девочки знают, откуда они, и гордятся этим: близостью к нескольким культурам, владением несколькими языками.
Ролевые модели
Мне лично никогда не нравились Белоснежка и Спящая красавица, я предпочитала читать дочкам о приключениях Пеппи Длинныйчулок и Матильды из книги Роальда Даля — их единственной целью в жизни не было удачное замужество за принцем крови. Вот чем занималась Золушка после свадьбы? Чем она помогла таким же сиротам, как она?
Дайте своим девочкам правильные ролевые модели, чтобы их стремления не были ограничены гендерными стереотипами. Возможно, в детской литературе не так уж много сильных женских персонажей, но у нас достаточно героических женщин в истории — их биографии тоже можно читать детям перед сном.
За что бороться
Я не хочу, чтобы мои воительницы боролись с ветряными мельницами, поэтому моя задача — показать им истинные цвета мира, научить видеть разницу между добром и злом. Бедность, несправедливость, расизм, загрязнение окружающей среды — все это постоянно вокруг нас, не надо скрывать это от детей только потому, что они могут расстроиться. Будьте честными и обсуждайте эти проблемы с дочерьми, пусть они знают, что есть проблемы, которые ждут решений. Если у вас есть общественная работа — привлекайте к ней и ваших девочек.
Фото:look.com.ua
Воспитывайте эмпатию
Никто не борется за что-то только потому, что мама так сказала. Человек должен хотеть получить именно тот результат. А для того, чтобы гореть, нужна эмпатия, которой можно научить. Я рассказываю девочкам настоящие истории, в которых бывают и горе, и болезни, и не всегда есть хэппи-энд, как и в сказках Андерсена. Это мощный тренажер для эмоционального интеллекта. Учите детей распознавать и называть свои эмоции. Подчеркивайте, что намного важнее быть добрым, а не лучшим, что личное счастье — это бонус для тех, кто прожил достойную и добрую жизнь. Помогайте понять людей раньше, чем осудить их. Если вы видите, что какой-то малыш устроил истерику, прокомментируйте своим девочкам, что он, наверное, голоден или устал, если кто-то превышает скорость — может, он спешит отвезти в больницу больного ребенка? Если эмпатия будет вашей привычкой, ее унаследуют и ваши дочери. А эмпатия — путь к счастью.
«Нет» значит «нет»
Беспомощность — приобретенное качество. Точно так же, как и активность. Конечно, нелегко научить детей слушаться и одновременно принимать собственные решения, но это не невозможно.
«Для начала я разрешаю дочерям решать, что они будут есть и никогда не заставляю доедать то, что им не понравилось. Я разрешаю им одевать то, что они хотят, лишь бы это соответствовало погоде и ситуации, не ругаю, если что-то порвалось или испачкалось. Если холодно, а они не хотят надеть шапку, я говорю, чтобы просто положили ее в карман. Если они приглашают поиграть в настольную игру для всей семьи — я присоединяюсь. А вот если они просят во время шопинга новую игрушку, то я отказываю. Я хочу, чтобы дочери знали, что я уважаю их «нет» и жду уважения своего «нет».
Ответственность
Принимать решения — это хорошо, только за их последствия нужно еще нести ответственность. Дочери убирают свои игрушки и книжки в детской. Если они, например, рассыпали сахар, то они обязательно подметают. Я также не беру на себя роль «развлекателя», если им скучно. Понятное дело, что если они не могут справиться с чем-то или что-то случается, я всегда рядом и спешу на помощь, но я не хочу, чтобы они выросли с мыслью, что кто-то должен их спасать, развлекать, делать счастливыми.
Вера в свои силы
Великие женщины не меняли мир взмахом волшебной палочки. Они не достигали успеха, потому что родились талантливыми. Они много и тяжело работали. Поэтому я рассказываю дочкам о Марии Кюри, Эммелин Панкхерст и Малале Юсуфзай. Я осторожно хвалю дочерей: «Ты хорошо старалась», а не «Ты такая умная!»
Игра
Детям необходима игра. И в игре им необходимы элементы вызова, даже риска. Поэтому я иногда закрываю глаза на то, что они забираются на деревья или слишком сильно, по моему мнению, раскачивают качели. Рисковая игра учит их, как справляться со стрессом и как быть смелыми и доверять себе — а это ключевые навыки для воина. Гиперопека делает детей неспособными справиться со стрессом и может вызвать психологические проблемы. Конечно, я понимаю разницу между ситуацией вызова и ситуацией опасности: залезть на дерево — скорей рискованно, чем опасно, а вот переходить оживленную магистраль — однозначно опасно, поэтому дети должны знать, как это правильно делать.
Физическая выносливость
Воины должны быть сильными. Все, о чем мы говорили выше, — это про внутреннюю силу. Но нужно быть и физически сильным. Мои дети едят здоровую еду, поэтому я привлекаю их к готовке и рассказываю им о витаминах и других полезных веществах. Девочки каждый день активно играют на улице, занимаются физкультурой, даже зимой. Эта дисциплина нужна не для контроля, а чтобы дать им правильные рамки и научить самоконтролю. Я избегаю того, что может потенциально ослабить их силу: избыток экранного времени, беспорядочные перекусы, слишком много сахара и полуфабрикатов.
Время с папой
Папа — первый человек мужского пола, которого любит девочка, это ее стандарт для всех остальных мужчин. Я могу 100 раз сказать моим девочкам, что они красавицы, но стоит их папе похвалить их или сделать комплимент — они расцветают. Девочки, у которых сложились хорошие отношения с отцом (или другим значимым мужчиной в качестве отцовской фигуры), чаще заводят здоровые отношения с мужчинами, более уверены в себе. Если за каждым успешным мужчиной стоит крутая женщина, то любящий и заботливый отец стоит за каждой сильной, уверенной и счастливой девочкой.
Источник: womo.ua
Компонент комментариев CComment